В то время, как Российская Федерация и Абхазия находятся в поисках дипломатического консенсуса по вопросу нового договора о союзничестве и интеграции, на территории республики без права выезда к месту постоянного проживания уже почти месяц находится 24-летняя жительница Луганска, постоянно проживающая в России. В разгар бархатного сезона девушка приехала в Абхазию на отдых вместе с подругой – гражданской Российской Федерации. Но после проведенных 10-ти дней на гостеприимной кавказской земле девушки столкнулись с неожиданной проблемой – при прохождении границы с Российской Федерацией россиянку пустили, а вот ее подругу с украинским паспортом – развернули и в буквальном смысле, отпустили на все четыре стороны. Граница на замке!
Перед тем как услышать отказ российских пограничников в разрешении на въезд на территорию Российской Федерации, девушка провела почти два часа на пропускном посту. Ей не позволили даже забрать личные вещи, которые они с подругой упаковали в один чемодан. Узнав, что в Россию ей въезд закрыт, молодая женщина попросила стакан воды, но и в этом ей было отказано. Так, туристка с украинским паспортом оказалась на улице без денег, без багажа и главное – без каких-либо внятных объяснений о причине сурового решения со стороны пограничников. По словам девушки, причиной, по которой пограничники запретили ей въезд на территорию России является совершенное более 2-х лет назад административное правонарушение. Но на вопрос о том, почему ее в таком случае пропустили через границу и не уведомили о возможных последствиях при возвращении обратно, пограничники отвечать не стали.
Под диктовку сотрудника пограничного управления девушка написала заявление, по которому обязалась самовольно не пересекать российско-абхазскую границу, за что ей грозит штраф в размере 400 000 рублей или 4-е года (!) тюрьмы.
При этом, пограничников не убедило то, что несмотря на украинское происхождение, девушка уже несколько лет абсолютно легально работает в Москве. Вместе с мамой, получившей официальный статус беженки из Луганска, они держат небольшой магазинчик в Химках.
Как выяснилось, ведомственные структуры гостеприимной Абхазии не работают с бывшими туристами, столкнувшимися с запретом на пересечение границы при возвращении. Местные правоохранительные органы также оказываются беспомощны в разрешении ситуации, сложившейся на границе с Россией. Ведь по факту у абхазских властей к туристке претензий нет – запрет поступил с российской стороны.
Нельзя не отметить, что взаимоотношения между Республикой Абхазия и Российской Федерацией всегда протекали в неизменном тоне взаимопонимания и поддержки. Не случайно именно Россия стала первой из членов ООН страной, признавшей суверенность республики. Тем удивительнее, что в посольстве Российской Федерации туристке с пропиской в Луганске – Донецкой народной республики, было отказано в помощи – дипломаты ответили, что такими вопросами не занимаются. В то время, как по всей России в миграционных службах с радушием принимают беженцев из ЛНР, в посольстве России девушке с украинской пропиской не смогли помочь ничем.
Помощь в разрешении межгосударственного конфликта пришла со стороны российских правозащитников. В надежде на содействие девушка обратилась в Региональное Сахалинской «Опоры России», председатель которой – Юрий Дьяков – находится в это время с деловым визитом в Республике Абхазия. Позиция российских пограничников вызвала много вопросов у отечественных правозащитников:
— Существуют объективные причины, по которым пограничники обязаны выносить запрет на пересечение границы Российской Федерации для иностранных граждан. Но в данном случае, действия погранслужб вызывают серьезные вопросы. Очевидно, что ни Украина, гражданкой которой является туристка, ни непризнанная на сегодняшний день Донецкая народная республика не смогут вступить в дипломатические переговоры по урегулированию сложившейся ситуации. Единственная сторона, которая может принять на себя смелость выступить судьей в конфликте туриста и пограничников – это Российская Федерация, где девушка, к слову, проработала всю сознательную жизнь.
Нельзя не отметить и тот факт, что наибольшее недоумение со стороны общественников вызывает явная брешь во взаимоотношениях по разрешению инцидентов на российско-абхазском пограничном контроле. Сложно представить, что за многолетнюю практику существования пункта пограничного контроля на границе России и Абхазии девушка с украинским паспортом стала первой туристкой, ставшей «абхазской пленницей».
Очевидно, что отказ в пересечении границы для туриста – это предмет для дипломатического разбирательства. Таким образом, сразу после вердикта пограничников должен запускаться механизм по работе с туристом, в котором должны принимать участие ведомственные структуры стороны, вынужденной принять своего рода «отказника» – в данном случае, Абхазии. Ведь именно республиканские власти заинтересованы в том, чтобы нелегал (иначе сложно назвать человека в схожих обстоятельствах) находился под контролем властей и его действия не повлекли за собой негативных последствий.
А такие последствия очевидны. У туриста-невольника, оказавшегося на территории Абхазии без какого-либо социального обеспечения, нет никаких возможностей для заработка. Не нужно быть экспертом-криминологом, чтобы понять, что подобные условия очень быстро толкают человека на путь незаконного заработка – кражи, грабежи, проституция и многое другое. При том, что очевидная несогласованность в российско-абхазских взаимоотношениях в этой части представляет собой угрозу для криминогенной обстановки на территории республики, межгосударственные взаимоотношения в этой части по-прежнему остаются белым пятном в правовом взаимодействии абхазских властей и российских пограничников.
Именно поэтому в процессе временной адаптации на территории Абхазии необходимо участие социальных служб, которые бы обеспечивали место для временного проживания туриста-отказника, питание и правовую поддержку в разрешении ситуации. Так, как этот механизм работает в России с нелегальными мигрантами, которых помещают в пункты временного содержания, а после депортируют.
Для «абхазской пленницы» такие условия могли бы показаться наилучшим исходом, потому как до сегодняшнего времени со стороны Абхазии, не говоря уже о российских погранслужбах, ей не было предоставлено никакой социальной помощи.
Нельзя упускать и тот факт, что основания, по которым туристке было отказано в пересечении границы, сами по себе представляются более чем спорным решением и являются поводом для юридического разбирательства о правомочности вердикта пограничных служб.
Более того, эти основания пограничники усмотрели только на пути обратного следования туристки, что фактически и закрыло ей путь домой. Общественники настаивают, что подобные действия, при которых турист будучи за границей оказывается в безвыходной ситуации без средств к существованию, вдобавок ко всему с угрозой провести ближайшие 4-е года за решеткой, являются благодатной почвой для развития нелегального рынка по ликвидации информации о судимости. О существовании черного рынка по удалению сведений о судимости из баз данных правоохранительных органов знают многие. Преимущественно это мошенники, которые работают только на прием средств. Но, несмотря на явный риск, родственники и близкие туристов, оказавшихся в той же ситуации, что и наша героиня, готовы обращаться к услугам преступников и платить любые деньги, чтобы вернуть «пленников» обратно. По некоторым данным одна такая услуга ликвидаторов судимости стоит 300 000 рублей.
Эту проблематику Региональное отделение «Опоры России» намерено довести до сведения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности РФ, а также наиболее влиятельных в подобных вопросах структур – Общероссийского народного фронта и Общественной палаты РФ. Судьбу «абхазской пленницы» общественники взяли на контроль и намерены обнародовать в федеральных СМИ весь ход взаимодействия с пограничными структурами по этому вопросу. По мнению представителей общественности, публичность сложившейся ситуации и соучастие в судьбе молодой женщины, оказавшейся заложницей обстоятельств и не вполне очевидных решений пограничных служб, позволит высветить «белые пятна» в системе пограничного контроля.
Пресс-служба Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Опора России» по Сахалинской области