БЕЗВРЕМЕННЫЙ ВВОЗ. Обидно ли дальневосточным таможенникам «за державу»?

Все чаще инвестиционная привлекательность регионов и   России в целом рассматривается, как один из ключевых критериев эффективности работы органов исполнительной власти. Вместе с тем, с высоких трибун все чаще говорится о необходимости усилить предпринимательское взаимодействие на международном уровне, чтобы увеличить поток инвестиций извне.

Для Дальнего Востока особенно важно то, какую репутацию и оценку в качестве потенциальной инвестиционной площадки имеет Россия для стран Азиатско-Тихоокеанского региона. К сожалению, об этих векторах развития, которые ставятся Правительством Российской Федерации, не задумываются чиновники различного уровня на местах, которые, то ли сознательно, то ли по инерции создают административные барьеры, влекущие финансовые убытки и серьезную угрозу для репутации России в целом, как инвестиционного партнера. Речь идет о чиновничьем произволе, манипулировании административным ресурсом в целях сбора штрафов на более чем сомнительных основаниях. В региональном отделении Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» по Сахалинской области был проведен мониторинг результатов обращений представителей малого бизнеса в подразделения органов таможни Дальнего Востока.

Компания «Ювеста Компании», зарегистрированная в Республике Абхазия запланировала масштабное строительство в различных городах туристической зоны. В их числе – строительство коттеджного поселка, гостиницы, а также завода по выращиванию продуктов морекультуры – рыбы и мидий. Реализация масштабных проектов должна была осуществляться совместно с бизнес-партнерами России, Японии и Кореи. Но, иностранные компании, которые до этого воспринимали сотрудничество в позитивном свете, отказались от дальнейшего партнерства из-за скандала, произошедшего на одном из таможенных постов Владивостока.

Деловая встреча, на которой стороны реализации проекта должны были поставить финальные подписи над документами, должна была пройти в Абхазии. Для этого из Республики выдвинулся автомобиль Лексус RX450H с представителем абхазской стороны (жителем Украины) Олегом Дьяковым и представителем японской компании Евгением Торгуновым. Автомобиль пересек всю Россию и вблизи Владивостока была обнаружена необходимость в замене проводки. Из-за того, что в России приобрести эту деталь не представилось возможным, Олег Дьяков заказал ее с завода-изготовителя в США. Длительная доставка в течение нескольких месяцев превышала сроки временного ввоза транспортного средства на территорию России, поэтому Евгений Тогунов обратился на таможенный пост Владивостока с законной просьбой о продлении этого срока. Следует отметить, что для иностранных граждан срок временного ввоза транспортного средства может достигать одного года. Заявителям нужно было всего несколько месяцев необходимых для ремонта автомобиля с последующей отправкой в Южно-Сахалинск, где находился генеральный директор абхазской компании «Ювеста Компании» и по совместительству глава российского предприятия, участвующего в инвестиционном проекте. В дальнейшем деловая делегация должна была отправиться в Корею, где их уже ожидали местные производители строительных материалов. Важным этапом делового маршрута было заявлено посещение достопримечательностей России, знакомство с городами, где представители иностранного бизнеса могли познакомиться с инвестиционным потенциалом регионов России, в том числе – Приморского края.

По истечению трехдневного срока, положенного для предоставления ответа, заявитель самолично обратился на таможенный пост, чтобы узнать результаты рассмотрения заявления. Вместо информации представитель японского предприятия столкнулся с хамством, грубым обращением и, как результат, отказом от продления срока по основаниям, которые ничего кроме недоумения у Тогунова не вызвали.

Второе заявление в таможенный пункт было направлено от имени Олега Дьякова, который подробно изложил путь следования автомобиля, цели, а также обстоятельства, вынуждающие заявителя обратиться за продлением срока временного ввоза транспортного средства на территорию России.        В ответ он также столкнулся с хамством, на этот раз лично от руководителя местного таможенного поста А.Н. Гранкина.

Опираясь на опыт работы за рубежом, заявители предусмотрительно указали контактные телефоны, в надежде, что это ускорит процесс рассмотрения. Однако, как представители таможенной службы заявили Олегу Дьякову в устной форме, официальный ответ будет направлен исключительно по юридическому адресу компании в Абхазии. Не исключено, что это было сделано намеренно, чтобы увеличить сроки рассмотрения вопроса, и как результат – существенные штрафы.

Владивостокские таможенники указали на то, что сведения об автомобиле в заявлении и в ТДТС расходятся, отсутствуют сведения о нахождении транспортного средства, а также документы, подтверждающие необходимость продления сроков временного ввоза. При этом, ни одно из указанных оснований, на которые ссылаются сотрудники таможни, не соответствует действительности, о чем в распоряжении регионального отделения «Опоры России» существуют документальные подтверждения.

В результате, иностранные инвесторы ожидаемо отказались от участия в проекте. Их позиция вполне объяснима. К примеру, в Японии, малый бизнес является важнейшей частью экономики, поэтому все процессы взаимодействия малого предпринимательства с органами власти четко регламентированы. Создание условий для увеличения штрафных санкций заставляет иностранных бизнесменов отказываться от участия в таких проектах.

Для российской экономики этот частный случай несет не только потерю единичных инвестиций, а серьезный удар по репутации государства в целом, потому как конкретно эти предприятия вряд ли будут рассматриваться в дальнейшем партнерство с русским бизнесом. Компании из стран с цивилизованным отношением к предпринимательству, понимают, что условия, в которых существует российский бизнес относятся к экономически нестабильным. Там, где чиновник на свое усмотрение создает административные барьеры точечно, в тех случаях, когда видит, что конкретному лицу «по карману» штрафы, разрушает бизнес-климат на корню.

В этой связи, очевидно, что действующее таможенное законодательство нуждается в создании особых условий для взаимодействия с иностранным бизнесом. А в отношении отдельных чиновников, допускающих манипуляцию административным ресурсом, следует устанавливать особую ответственность по каждому выявленному случаю. Не стоит забывать, что для иностранного бизнеса таможня – это своего рода визитная карточка государства. Сталкиваясь с хамством и созданием искусственных преград, иностранный инвестор делает неутешительные выводы об отечественном бизнесе в целом.

Внутренние цели бизнеса

Развитие ситуации не заставило себя ждать. В Южно-Сахалинске спустя некоторое время автомобиль был арестован. За рулем на тот момент находилась директор ООО «Ювеста Компани» с 7-летним ребенком в салоне. Арест проводился сотрудником местной таможни, который постановил, что присутствие ребенка в машине говорит о том, что транспортное средство используется для внутренних перевозок, а для транспортировки для деловых целей.

Строго говоря, вызывает недоумение, почему, по мнению сотрудников таможни, ребенок в салоне автомобиля является помехой для осуществления деловой поездки?

Меж тем, сотруднику таможни ничего не помешало добраться на конфискованном автомобиле до отделения в Южно-Сахалинске, а после, как известно из достоверных источников, самостоятельно транспортировать автомобиль на стоянку арестованного автотранспорта в город Корсаков, находящийся в 40-ка км от областного центра. Машина находится там до сих пор.

Водитель автомобиля – житель Донецка Олег Дьяков остался таким образом без транспортного средства, вверенного ему работодателем для выполнения поручения. Фактически иностранный гражданин с апреля по сегодняшний день вынуждено проживает в Южно-Сахалинске, и, безусловно, таможенные органы не интересуют источники средств к существованию юноши. Называя вещи своими именами, с апреля молодой человек имеет статус бомжа вдали от родного города и места работы.

Что это со стороны таможенников – выполнение своего долга или желание прокатиться с ветерком за рулем конфискованного имущества? Сами таможенники ничего противозаконного в своих действиях не видят. А зря. Потому как по пути следования работника таможни вполне могли бы остановить на посту ДПС и предъявить документы на автомобиль. Доверенности у него не было, никаких других документов, подтверждающих прав владения транспортным средством тоже. Разве что удостоверение сотрудника таможни.

Не стоит забывать, что в то время, как сотрудник таможни находится за рулем арестованного имущества, могло произойти ДТП. Как в таком случае владелец автомобиля должен доказывать свою непричастность к случившемуся?

При всем желании, директор ООО «Ювеста Компани» не смогла понять, чем руководствовались представители таможенного органа в данной ситуации. Сами собой начинают рождаться предположения, а не является ли арест автомобиля на Сахалине откликом скандала, разразившегося в кабинете начальника таможни Приморского края? И если так, то существует ли предел безнаказанности системы?

Или все гораздо проще? На владельцев конфискованного транспортного средства таможня Южно-Сахалинска подала в суд, требуя взыскания штрафа в размере 150 000 рублей с компании и 5 000 рублей с должностного лица. Основания – все то же пресловутое нарушение правил ввоза и использование транспортного средства для внутренних перевозок. В суде сумма штрафа на предприятие была снижена до 50 000 рублей.

Системная ошибка

Следует отметить, что столкновения ООО «Ювеста Компани» с таможенными органами на этом не закончились, и компания оказалась участником еще одной весьма неприятной и финансово затратной истории, которая в отличие от двух предыдущих эпизодов закончилась относительно хорошо.

Еще один автомобиль, принадлежащий предприятию, проходил процедуру получения техпаспорта на таможенном посту в Находке. При попытке поставить автомобиль на учет в Южно-Сахалинске было обнаружено, что в техпаспорте был указан некорректный номер.

Когда автовладелец обратился по телефону в Находкинскую таможню ему сообщили, что документы будут переделаны и надо лишь переслать их по почте, что и было сделано. Как только бандероль оказалась у таможенников, их позиция изменилась и теперь они потребовали привезти автомобиль в Находку для сличения номеров на месте.

Излишне будет упоминать, что стоимость перевозки автомобиля с учетом проживания водителя-представителя компании в Находке – это дополнительные убытки, которые владелец авто несет фактически за халатность таможенников.

Забегая вперед стоит сообщить, что после многочисленных переговоров с руководством таможенного поста владельцам авто все же удалось получить корректно заполненный техпаспорт без поездок в Находку, однако для этого потребовалось более 3-х месяцев напряженных бесед, переписки и жалоб в целый ряд инстанций.

Меж тем, даже при беглом взгляде на тематических форумах, где дальневосточные автовладельцы делятся впечатлениями от взаимодействия с Находкинским таможенным постом, становится ясно, что ошибки при заполнении техпаспортов допускаются регулярно. Тем несчастным, кто не перепроверяет выданные документы приходится действительно повторно привозить авто или прибегать к услугам дилеров.

Все эти истории произошли практически в один промежуток времени в различных подразделениях таможенной службы Дальнего Востока и есть нечто общее, что их объединяет. Ощущение чудовищной деформации образа отечественного таможенника, который уже не похож на героя «Белого солнца пустыни» с его крылатым «… я мзду не беру – мне за державу обидно». Современные сотрудники таможенной службы слепо верят в то, что они принимают единственно верные решения. Но служат ли они интересам Российской Федерации, ее экономического и социального развития? 

 

Пресс-служба сахалинского регионального отделения «Опоры России»

Запись опубликована в рубрике О наболевшем. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


2 × 5 =