Сахалинская «Опора России» подняла проблемы малого бизнеса в строительстве

В свежем номере общественно-политической газеты «Советский Сахалин» опубликован комментарий генерального директора члена Сахалинского регионального отделения «Опоры России» — ООО «Ювеста Компани» Натальи Дунаевой, которая выступила в поддержку Открытого письма представителя островного строительного бизнеса. 

Приводим текст публикации полностью.

ЛУЧШАЯ ПОМОЩЬ МАЛОМУ БИЗНЕСУ – НЕ МЕШАТЬ!

Открытое письмо члена правления НП СРО «Сахалинстрой» Александра Вайнгарда, опубликованное в газете «Советский Сахалин» 8 августа 2014 года, произвело серьезный резонанс. Одним из первых в поддержку выступило руководство регионального отделения общероссийской общественной организации «Опора России» в Сахалинской области в лице генерального директора члена организации – ООО «Ювеста Компани» Натальи ДУНАЕВОЙ.

В Сахалинской области образовалась угрожающих размеров кадровая дыра. Особенно остро эта ситуация отражается на малом строительном бизнесе, который ощущает серьезную зависимость от выделения квот на привлечение иностранной рабочей силы.

Но само выделение квот из механизма, направленного на стабилизацию кадровой обстановки в регионе превратился в способ необоснованного обогащения бюджета. Несмотря на то, что с 2012 года предоставление квот было бюрократически трудозатратным процессом, это был эффективный механизм формирования кадрового состава. Компании, которым не нашли специалистов в центре занятости населения, обращались в миграционную службу, подтверждали свою потребность, и после оплаты государственной пошлины в размере 6 000 рублей за каждого человека, им выдавалось разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Но получая квоты, они удовлетворялись не в полном объеме.  Компании, заявившей потребность, скажем, в 100 работниках, могли выделить разрешение на привлечение лишь 10 человек. В этом случае, согласно Налоговому кодексу, ранее излишне уплаченная госпошлина либо возвращалась предприятию, либо засчитывалась в счет последующих аналогичных обращений  за разрешением на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Но два года назад взгляды чиновников на механизм возмещения средств изменились. Теперь эти средства предприятиям не возвращаются и не зачитываются при последующем обращении, а безвозвратно оседают в бюджете. При этом никакие поправки в этой части Налоговый кодекс не претерпел, а судьи, беспокоясь о единообразии судебной практики, растеряно разводят руками – дескать, коллеги из других регионов пересмотрели положения налогового законодательства и приняли решение, что госпошлина выплачивается фактически за предоставление федерального разрешения, независимо от количества человек. И это несмотря на то, что пошлина уплачивается в сумме полностью зависящей от запрашиваемого количества необходимых работников. Именно эти бумаги, а не рабочие кадры, являются, по мнению судейского сообщества, услугой, за которую работодатели оплачивают госпошлину. При этом практически все строительные организации региона завязаны на привлечении иностранной рабочей силы, эти переплаченные средства складываются в серьезные суммы, оседающие в бюджете.

Однако нельзя не отметить, что судебная практика все-таки не везде выглядит единообразно. Так, в Новосибирске миграционные службы по-прежнему возмещают предприятиям средства госпошлины за неиспользованные квоты. Если позиция сахалинских чиновников по этому вопросу правильная, то почему в Новосибирске в миграционной службе считают по-другому? Ведь Налоговый кодекс един для всего нашего государства.

Более того, у чиновников, отвечающих за распределение миграционных квот, недавно появился дополнительный рычаг для отказа компаниям в предоставлении иностранной рабочей силы. По новым требованиям заявителю автоматически отказывают при наличии задолженности по налогам. Под этим, разумным, на первый взгляд, требованием скрывается безграничный бюрократический механизм, по которому добросовестным компаниям, ежегодно привлекающим иностранных работников, в них отказывают за копеечные задолженности по налогам. А почему бы не пойти навстречу, например, тем предприятиям у которых задолженность по выписке из лицевого счета, предоставленной из налоговой, на момент подачи заявления на получение квот отсутствует. И потом, непонятно, откуда рождается якобы не погашенный налог, точнее штраф в сумме 1000 рублей. Неужели бизнесмены, так остро нуждающиеся в кадрах, не погасили бы этот штраф и не представили бы доказательств о его погашении в организацию, которая принимает решение о выделении квот в очень короткие сроки. Всего один шаг навстречу бизнесу. Для продуктивной и совместно заинтересованной работы и взаимопонимания между бизнесом и чиновником. Ведь так мало надо. И это при том, что ООО «Ювеста Компани» тоже получила отказ в получении квот из-за задолженности по налогам в размере 1000 рублей. Более того, средства на тот момент были уже оплачены, но по какой-то причине еще не дошли до налоговой службы. В результате компания осталась без квот. И что после этого делать с обязательствами по договорам? Остается только терпеть огромные убытки, а впоследствии обанкротиться?

Но эта далеко не единственная беда малого бизнеса сегодня. Компании, относящиеся к малому предпринимательству, не имеют никаких возможностей для привлечения кредитных средств на развитие. Мировой опыт показывает, что максимальная процентная ставка годовых по кредиту для бизнеса не должна превышать 4 проц. К примеру, в Японии малый бизнес получает кредитные продукты с максимальным процентом в 2 проц. годовых, а для социально ориентированных предприятий и вовсе предоставляются беспроцентные ссуды. И так во всем цивилизованном мире.

В России малый бизнес в лучшем случае может рассчитывать на 22 проц. годовых по кредитам. Экономика – беспощадная наука, которая четко говорит о том, что такие финансовые условия неминуемо ведут к гибели предприятия.

По какой-то причине в других странах мира, обсуждая условия кредитования малого предпринимательства, обращают внимание на социальный аспект. В таких странах, где малый бизнес является важной частью экономики, как, например, в Японии, есть понимание, что каждый предприниматель – это еще и член социума, у него есть семья, друзья и любимое дело. Непосильное кредитное бремя, постоянное беспокойство о том, как платить по растущим долгам – это губительно для психо-эмоционального состояния бизнесмена уже, как человека. Не правда ли, в России до такого подхода еще далеко, потому как банковские структуры мало заботит эмоциональное состояние своего должника-предпринимателя?

Но вернемся к условиям для бизнеса именно на Сахалине, где помимо прочего малое предпринимательство является заложником наследия советской практики компенсации северных льгот. Если раньше эти затраты государство брало на себя, то теперь бизнес вынужден компенсировать проезд в отпуск на материк своих работников, оплату дополнительных отпусков, доплату за укороченный день женщинам, оплату всех расходов работника, если он выезжает на материк, северные надбавки и районные коэффициенты к заработной плате и прочее из собственных резервов. Особенно это чувствительно в строительной отрасли, в которой присутствует государственное регулирование ценообразования и производственной деятельности. Большинство из указанных затрат не учтены в сметной документации, что критически влияет на конкурентоспособность, особенно малых предприятий строительной сферы и на их финансовое благополучие. Выходит, что компания, находящаяся, скажем, в Калининграде или даже в Нижнем Новгороде, находится в заведомо лучших конкурентных и финансовых условиях по сравнению с компанией того же профиля на Сахалине.

Подведя черту, хочется отметить, что широкомасштабная работа по поиску оптимальных механизмов поддержки малого бизнеса – это задача с неправильно поставленным вопросом. Малому бизнесу главное не мешать. В большинстве своем малое предпринимательство – это специалисты своего дела, они имеют хорошее образование, большой опыт работы, умеют отвечать за свои поступки и следовать букве закона.

Не зря по поручению федеральных властей при министерствах и ведомствах разного уровня сегодня создаются общественные советы – такие площадки необходимы для прямого диалога. В этом нас, кстати, поддерживает региональное отделение Народного фронта. Консенсус достигается и за счет прямого взаимодействия с ключевыми министерствами и агентствами, которые пусть не сразу, но все-таки соглашаются проводить общественное обсуждение условий, в которых действует сегодня бизнес.

Президент Российской Федерации В. Путин дал четкий вектор на развитие внутреннего производства, сельского хозяйства. И важно, чтобы чиновники, наделенные административным ресурсом, на местах услышали, о чем говорит президент. А речь идет о том, что нефтяная игла, на которой сидит вся Сахалинская область, настолько расхолодила региональные власти, что о развитии малого предпринимательства никто фактически и не беспокоится. В умах властьимущих засело недальновидное убеждение, что пока не закончатся ресурсы, об экономическом развитии региона всерьез можно не задумываться – бюджет будет, пока будут нефть и газ. Время таких взглядов прошло, и если чиновники этого не осознают, то, пожалуй, они занимают не свое место.

Читать публикацию в формате PDF

Общественно-политическая газета «Советский Сахалин» от 09.09.2014 г.

Запись опубликована в рубрике О наболевшем. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария на «Сахалинская «Опора России» подняла проблемы малого бизнеса в строительстве»

  1. Уведомление: Сахалинская «Опора России»: процессы распределения квот на привлечение иностранных работников должны стать открытыми | Опора Сахалина

  2. Василий говорит:

    Гиппернациональный (CCCР) Генератор бизнес идей нуждается срочно в высокочастотном (благородном) возбуждении, любопытных и потребителей с криминальным прошлым прошу не включатся в Цепь! тел 89621129613 (о. Сахалин) Гениальные идеи и для банков тоже!

  3. Василий говорит:

    Бизнес идеи для развития экономики Сахалина и здоровья Гиппернации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


7 − = 4